Характеристика образу прометея

Впервые напечатано в кн. Сергея Характеристика образу прометея и Владимира Нилендера. Прометей Освобожденный, по отрывкам Эсхила, восстановленный Сергеем Соловьевым. Печатается в выдержках по тексту: Человек сам характеристика образу прометея испытывать наслаждение и боль. То, что приносит ему удовлетворение, он называет добром, то, что тормозит его жизненные процессы, он называет характеристика образу прометея. В некоторых странах намечается при этом естественное, очень рано уже впечатляющееся в человеческом уме деление на благостный день и опасную ночь, на сытое лето и на голодную, холодную зиму. Тогда и весь мир как бы раскалывается на темную и светлую сторону, на теплых и холодных богов. Конечно, в разных странах получаются своеобразные варианты. Характеристика образу прометея может явиться изнуряющая засуха, а тучи с их молниями и громами, питающие своим молоком землю, приносящие урожай и прохладу, окрашиваются ореолом благодетельности. Этот религиозный дуализм в особенности должен упрочиться в странах агрикультурных и характеристика образу прометея в основу, так сказать, крестьянско—помещичьего отношения к природе и к жизни. Анимистическое истолкование происхождения того же процесса многого в его сущности не меняет. Согласно этой, более научной точке зрения, представления о богах возникают не непосредственно в виде персонификации различных сил природы, им предшествуют представления о духах, т. Эти души могут быть враждебны и дружественны по отношению к человеку. Они являются источником незримых болей и непонятных удач и неудач. По мере того как общество усложняется, выдвигается аристократия племени — его вожди, организуется государство, духи также дифференцируются в доброе и злое царства, которые ведут между собой войну; необходимо поддерживать дружеские отношения с добрым царством путем жертв, даней, какие характеристика образу прометея или каким—нибудь могущественным покровительствующим державам, или начальству. Но вместе с тем возможны разные характеристика образу прометея, т. Злые духи тогда не перестают быть нечистью. В то время как царство богов светлых в дуалистических религиях кажется простирающимся вверх, в лучезарное небо, идущим ступенями от вершин, достижимых для человека, до какого—то абсолютного света и мощи Ахура Мазда иранской религиипротивоположное царство есть царство преисподней: оно лежит под землей, оно уходит все глубже и глубже, вплоть до абсолютного мрака и зла, полюса, противоположного свету. Этот полюс отрицания если имеет силу творить зло, то этически, характеристика образу прометея достоинству своему, лежит гораздо ниже человека. Существует, однако, социальный элемент, который изменяет это положение дела. Особенно наглядно обнаруживается он в результатах завоеваний одних народов характеристика образу прометея. Как известно, такие завоевания весьма часто происходят в виде набегов степных номадов на более культурные, оседлые народы. Степные номады становятся господствующим классом нового общества, его феодальном знатью и приносят с собой свою религию, большей частью религию неба, ибо в безгранных степях при отсутствии земледельческих интересов «небесные стада» их пастыри, по которым определяется путь, времена года для перегона на новое пастбище и т. Конечно, эта религия астрального типа, происхождение которой коренится в тех же анимистических характеристика образу прометея, при столкновении с земледелием претерпевает известные изменения, приспособляется, но тем не менее остается своеобразной религией господ. От этих богов ведет свой род царская фамилия; почитание их, как почитание государственных богов, будет навязываться всему населению. Если государство будет потом расти и характеристика образу прометея, издаст свои законы и создаст свою государственную воспитательную этику — другими словами, свое понимание о праве характеристика образу прометея морали, какие диктуются интересами господствующего класса и вместе с тем руководимого им государственного целого, — то астральные боги завоевателей приобретут еще и абстрактный характер хранителей государственных нравов, государственной справедливости и тем самым естественных защитников аристократии и бюрократии. Но в народе завоеванном, если он стоял на довольно высокой ступени земледельческой культуры, конечно, сохраняются свои характеристика образу прометея старые божества. Могут ли завоеватели совершенно отвергнуть их? С одной стороны, в течение довольно долгого времени, времени войны, иногда тянувшейся десятилетиями и более, чужие боги принимаются как боги зла; с другой стороны, после завоевания необходимо ослабить религию побежденных, отбросить ее вниз, так как она является одной из организаций сопротивления завоевателям. Все это вынуждает смотреть на божества покоренных народов, ставших отныне низшими классами нового общества — государства, как на силы темные, низвергнутые, побежденные, не заслуживающие почитания. Но вместе с тем они могут внушать суеверный страх как боги данного характеристика образу прометея. Они легко сливаются, таким образом, с представлениями самих степняков о нечистой силе, обладающей значительной мощью. Это одно уже побуждает к тому, чтобы мириться с местными характеристика образу прометея, чтобы признать и за ними известный культ. Еще более важным моментом является то, что боги эти относятся к более высокой культуре. Они связаны с земледелием и т. Отметим еще и такое характерное явление. Для земледельца небо, конечно, играет определенную роль: оно — отец, оно — оплодотворитель; но едва ли не большую роль играет земля — мать. Подземные силы, те, которые растят урожай, так сказать, снизу, не представляются земледельцу силами темными. Наоборот, хтонические божества употребляя греческий терминбожества земли, пользуются высочайшим почетом, воспринимаются как таинственные, имеющие отношение не только к мертвым погребение в могилахно и к воскресению по примеру севооборота и воскресения в колосе погребенного зерна. Религии эти ввиду их связи с земледельческой техникой многие секреты которой специально оберегаются жреческими коллегиями или особыми братствами с религиозно—агрикультурным оттенкома характеристика образу прометея столь важными в глазах примитивного человека погребением и подземными характеристика образу прометея души вспомним, например, разветвленный анимизм египтян носят таинственный характер, они внушают ужас завоевателям и крайне интересуют их. По мере того как хозяйственная база нового государства перемещается характеристика образу прометея скотоводческой к характеристика образу прометея культуре, влияние их растет. На этой—то почве возникают самые различные сцепления и расщепления двух пород богов. Пораженные, разжалованные боги отнюдь не перестают быть богами, существуют в форме титанов Греция или двух божественных родов например, азуры и дивы в их перемежающейся роли у характеристика образу прометея индусских арийцев. При этом и побежденные боги чтятся, хотя и считаются низшей и более темной силой. При этом воспоминание о характеристика образу прометея борьбе и, быть может, тоже о вспышках различных восстаний прежнего, коренного населения создает представление о поверженных богах как о бунтовщиках. Особое место занимают в этой остаточной или переродившейся религии коренного населения боги ремесла. Липперт правильно указывает на то, что во многих характеристика образу прометея мельник, кузнец окружены представлением о колдовстве. Он правильно связывает это с тем фактом, что при появлении новых, менее культурных, но военно более сильных племен особую роль приобретают как раз искусные мастера прежней культуры. Их оставляют нетронутыми, они являются очень ценными и составляют нечто характеристика образу прометея общественной веской прослойки среднего класса. Изобретение огня как основы культуры, покоящейся на обработке металлов, при такой комбинации, которая, надо полагать, встречалась очень часто, должно было особенно поражать воображение новых господ и своеобразно вкрапливаться в создающуюся новую религию. Очень характерно, что, например, бог Локи германская мифологияборовшийся со старшими богами, был сброшен с неба и охромел. Характеристика образу прометея хромым же является Иаков — Израэль, т. И о нем также рассказывают миф, что он остался хромым после наказания, которое учинил над ним Зевс. Объяснение, подобное тому, что само пламя колеблется и как будто хромает, когда горит, или что молния уподобляется брошенной сверху божественной стреле, которая чертит зигзаги на небе при своем падении Афанасьевпредставляется скорее метафорическим, хотя и может играть известную роль. Гораздо важнее тот факт, что обладатель огня — кузнец — так или иначе хранит остатки своей принадлежности к богам—протестантам, богам боровшимся, опрокинутым, но вместе с тем чтимым за свое высокое искусство. Не напрашивается ли сама собой мысль, что средний класс ремесленников—демиургов, в основе своей почти всегда принадлежащий к покоренным, но в то же время характеристика образу прометея известной свободой и правами, должен был группироваться характеристика образу прометея вокруг таких божеств? Если земледельческие, по преимуществу крестьянские, божества находили себе проявление в новой религии в виде таинственных культов сравни элевсинские мистериито ремесло также занимало видное место со своим полувраждебным небу огнем, земным огнем — в противопоставлении огням небесным. Отсюда один шаг до того, чтобы представление о первом открывшем огонь человеке создало образ похитителя небесного огня для земли, благодетеля людей. А позднее приобретаемые им черты бога побежденных, но наиболее живых и готовых к протесту общественных элементов, его преданность человечеству и его нелады с богами новой характеристика образу прометея отбрасывают на его освещенное огнем лицо багровый блеск восстания и непокорства. Таков Прометей и все те боги и полубоги, которые разным образом являются его родственниками в различных религиях. Отметим еще, что новые боги по мере роста государственной аристократической цивилизации становятся все более мудрыми, воспринимаются как боги морального интеллектуального света. Но боги ремесла искусства представляются, конечно, тоже мудрыми, самыми мудрыми из старых божеств. Поэтому Прометей, Люцифер или Локи являются обыкновенно конкурентами божественной мудрости, искусителями, софистами, дьяволами что значит «клеветник». Характерным является и то, что Прометей помогал Зевсу в борьбе со своими братьями титанами. Быть может, в этом сохранились остатки представления о каких—нибудь более чем вероятных социологических изменах со стороны ремесленников при решающей борьбе между старой аристократией и народными массами туземных наций против пришлых завоевателей. Конечно, можно возразить против этого, что не всюду имело место завоевание и что класс, а также государство не всегда возникают, как думал, скажем, Гумплович, из войны и завоеваний. Я полагаю, что такое возникновение государства и господствующих классов было очень частым; за это говорит история. Но конечно, возможны и другие процессы, например матриархальные роды, наслаивающийся над ними патриархальный быт, порядок государственный, характеристика образу прометея старому родовому укладу, и т. «Орестея» Эсхила целиком зиждется на конфликте родовых представлений о характеристика образу прометея мести по матери, патриархальных представлений о кровавой мести по характеристика образу прометея и новой государственности Аполлона — Афины, которая не только целиком зиждется характеристика образу прометея отцовском праве, но еще к тому же вносит на место кровавой мести начало суда, возмездия и оправдания государственной властью. Во всяком случае мысль о возникновении мифов, подобных мифу о Прометее, получает, таким образом, свое социологическое объяснение. На этот социологический стержень могут потом навертываться разные нити побочные, возникшие из других источников, например под влиянием явлений природы или наблюдения технических процессов, или родственные нити, заимствованные характеристика образу прометея других народов, и т. При всем этом отношении характеристика образу прометея религии к чужой религии ремесла, которое мы наметили выше, отношение к богу ремесленников должно быть двойственным. Он не то союзник, не то бунтовщик. Примирить его с аристократической государственной властью чрезвычайно важно. Эсхил, как официальный представитель государственной власти, как страстный сторонник ареопага, как аристократический воспитатель народной массы через театр, очевидно, должен был изобразить примирение Прометея с Зевсом в каком—то высшем синтезе, содействуя этим той гармонии государственности, борьба которой со всеми формами групповых и личных страстей и «гордостью» составляет самую суть греческой трагедии. Но нужно ли было при этом Эсхилу так далеко зайти в прославлении Прометея, что первая характеристика образу прометея трилогии поставила его нравственно выше самого Зевса? Можно ли думать, что Эсхил сделал это с тонким художественным расчетом — изобразить тезисы врага с самой сильной стороны, чтобы потом блистательно разрушить их? Можно ли допустить, что Эсхил, имея в данном случае в театре значительное количество ремесленников, для которых Прометей являлся цеховым богом, хотел несколько польстить этой уже тогда довольно бунтарски настроенной общественной группе, чтобы потом привести ее к своим гармоническим выводам? Было бы рискованно утверждать то или другое, но, мне характеристика образу прометея, осторожнее было бы полностью отметить возможность и того и другого как причины большой симпатии Эсхила к Прометею. Но я думаю, что если бы мы даже допустили такие объяснения, читатель вряд ли характеристика образу прометея бы удовлетворенным. Слишком горяча симпатия, слишком горячий лиризм звучат в речах Прометея. Так изображаешь врага, только если сам ему сочувствуешь. Возьмем трех других поэтов, чтобы несколько приблизиться к пониманию великого символического образа, созданного Эсхилом. Данте изображает сатану гнусным, звероподобным каннибалом. Байрон переносит все свои симпатии с бога на сатану. Отрицательное начало, критик, которого силой характеристика образу прометея молчать, отверженник, который характеристика образу прометея глазом видит все пороки господствующего порядка, — это один из любимейших образов бунтующего лорда. Посередине же находится Мильтон с его Сатаной. Мильтон — богобоязненный пуританин, он раньше откусил бы себе язык, чем произнес бы хулу на «господа», но тем не менее своего Сатану характеристика образу прометея рисует с глубочайшей симпатией. Потому что он сам вкусил от бунта, потому что он характеристика образу прометея кромвелианцем круглоголовым; поэтому вся психология бунта, возведенного в миф, была ему родной. Изгнание Эсхила из его родины, глухие слухи о каком—то «недобропорядочном» поведении, о разглашении каких—то тайн, о какой—то оппозиции — все это факты или го крайней мере ясные следы уже неясных для нас фактов. О них упоминает и Я думаю, что Эсхил с его жаркой жаждой справедливости, Эсхил с его терпкой, мужественной, гордой натурой, эхо которой мы слышим в каждой строке его произведений, в самом слоге, в самом звуке его речи, — такой Эсхил с трудом выковывал из себя покорного, гармоничного гражданина своих Афин. Был ли он угнетаем правительством вместе с консервативной партией, с Аристидом или негодовал против пренебрежительного отношения афинских богачей, новой верхушки свободного гражданства, к крестьянам и ремесленникам — все это остается нам неизвестным, но многое такое угадывается в речах Прометея. Эсхил сам переживал свою трагедию. Эсхил сам изо всех сил старался подняться до представления о сверхклассовом, мудром, имеющем право на власть государстве, хотя в груди его бушевали сомнения и ему хотелось порой крикнуть правителям Афин, что они являются тиранами, которые сами раскаются в недостаточном внимании к пророческим предупреждениям оппозиции «провидцев». Этюд этот вошел в недавно изданный издательством «Московский рабочий» сборник Лафарга «Очерки по истории культуры» Москва, 1926. Не разделяя всех суждений Лафарга, так как некоторые из них являются несколько натянутыми, я обращаю внимание на то, что многие положения, выдвигаемые мной в печатаемой здесь статье, подкрепляются интересными, довольно хорошо обоснованными гипотезами Лафарга. Эсхил 525—456 до н. О созданном им образе богоборца Прометея Маркс писал: «Прометей — самый благородный святой и мученик в философском календаре» Ф Энгельс подчеркивал: «…добывание огня трением впервые доставило человеку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства» Здесь, как и в ряде других мест, Луначарский преувеличивает значение анимистической концепции происхождения религии, автором которой был Характеристика образу прометея. Уже в последней четверти XIX в. Мищенко 1848—1906 правильно раскрывал происхождение греч. «В Ведах глагол этот употребляется с специальным значением того процесса добывания огня, который состоит в трении одного куска дерева о другой…» Греч. Promantheus более краткая форма — Prometheus значит «похититель огня из дерева», а потом у древних арийцев — «похититель огня с неба». При характеристика образу прометея предков греков в Европу первоначальное конкретное значение термина было забыто… Медленно создавался достаточно сложный характеристика образу прометея о Прометее в условиях исторического развития Древней Греции. Мищенко правильно отмечал также: «Превращение огня—фетиша в божество, заведующее огнем, и потом в человекоподобного героя, снабжающего людей всеми благами культуры, совершалось постепенно по закону развития человеческого мировоззрения вообще, подобно тому как обоготворенное вино со всеми его действиями на пьющих преобразилось мало—помалу в… Вакха или Диониса, а освещенный солнечным светом небесный свод… в творца мира — Зевса» Божество Прометей в трагедии Эсхила. Луначарский в своем анализе данного мифа удачно попытался дополнить прежние научные представления о нем более точным историко—социологическим анализом, связав развитие мифа с народнохозяйственным развитием древнегреческих и соседних племен, с зарождением металлургии, с кузнечными промыслами. Хтонические божества от греч. Титаны — в древнегреческой мифологии дети Урана Неба и Геи Земли. Они свергают отца, но затем титана Крона свергает его сын Зевс. К титанам принадлежат Океан, Гелиос, Атлант, Прометей и др. Последовавшая затем борьба Зевса с титанами отразила мысли древних о торжестве порядка закона над стихийными силами природы. Азуры или асуры и дивы девы — в индийской иранской религиях злые духи, ранее просто боги. Характеристика образу прометея в работе «История культуры» рус. Локи — достаточно загадочный персонаж древнегерманской мифологии, вероятнее всего, дух зла. Некоторые ученые сближают его с Люцифером, т. Иаков — «Израэль» современный термин: Израиль — двойное имя мифического родоначальника еврейского народа. Известный русский исследователь Афанасьев в труде «Поэтические воззрения славян на природу» VI писал: «По народному представлению, во время грозы разъезжает по небу в характеристика образу прометея разгневанный бог и преследует молниеносными стрелами дьявола… Русские, сербы, поляки, литовцы и немцы одинаково убеждены, что молния есть стрела божия…» стр. Демиург — от греч. Люцифер — несущий свет от латин. Дьявол — злой дух, противостоящий богу, в христианской мифологии прозвище сатаны от греч. В труде «История западноевропейской литературы» Луначарский дал четкую характеристику развития характеристика образу прометея Прометея в трагедиях Эсхила: «Великий драматург Эсхил был аристократ. В своих драмах он борется против бунта личности. Но для того чтобы с полной силой опровергнуть демократические тенденции и связанный с ними индивидуалистический бунт, он и самый бунт изображает с большой силой. И получается такая же странная вещь, как у Достоевского: бунт Характеристика образу прометея Карамазова в его романе доходит до нашего сердца и является величайшим памятником протеста, а характеристика образу прометея разрешение конфликта, которое дает Алеша, оставляет нас холодными. Повидимому, то же произошло с трагедией Эсхила «Прометей». Это характерно сказалось в ее исторической судьбе. В трагедии «Прометей» Эсхил изобразил бунт Прометея против Зевса из самых благородных побуждений — чтобы достать людям огонь, основу всякого технического прогресса. За то, что Прометей осмелился характеристика образу прометея людей против бога, он был прикован к скале в горах Кавказа. Но он не сдается. Получается картина величайшего протеста благородного революционера. Правда, Эсхил в дальнейших частях трагедии приводил Прометея к примирению с Зевсом: Прометей понял высшую благость богов, смягчился и Зевс со своей стороны. Но именно это продолжение трагедии до нас не дошло» История западноевропейской литературы в ее важнейших моментах на Западе. Данте, Алигьери 1265—1321см. Байрон, Джордж 1788—1824см. Мильтон, Джон 1608—1674см его поэму «Потерянный рай». В сложном мифе о Прометее много разнообразных отражений и наслоений. Концепция мифа, намеченная выдающимся марксистским историком религии Лафаргом, о которой упоминает в примечании Луначарский, весьма важна и оригинальна. Она только дополняет социологический анализ Лафарга по сравнительной мифологии, проф. Момджян писал: «Переход от матриархата к патриархату характеристика образу прометея свое отражение в мифологии. Такое отражение Лафарг усматривает, в частности, в мифе о Прометее, которому он дает новое объяснение: Прометей явился в сознании греков воплощением тех сил, которые боролись на земле против новых, патриархальных взглядов, воплощением которых в свою очередь явился Зевс с подчиненной ему армией олимпийских богов и богинь. Порядок и события на Характеристика образу прометея, пишет Лафарг, полностью отражают то, что происходит на земле. «Зевс копирует дела и действия земного патриарха. Он силой захватил власть над небесной семьей; изгнал с Олимпа матриархальные божества и титанов и, чтобы сохранить свою власть, применяет силу…» Символом его деспотической патриархальной характеристика образу прометея является домашний очаг, горящий на Олимпе. Лафарг подробно останавливается на характеристика образу прометея огня и домашнего очага, имевшем большое значение в религиозном быту древних греков. И тот огонь, который был похищен, согласно мифу, Прометеем с Олимпа, был именно частью «священного огня» с патриархального очага Зевса. Похищение этого огня знаменовало не то, что люди впервые получали огонь из рук Прометея, а то, что патриархальная власть вседержителя Зевса лишалась таким образом своей символической санкции, ибо оказалось возможным разжечь священный огонь в любом другом месте и в этом месте организовать параллельное Олимпу гнездо характеристика образу прометея Лафарг и некоторые вопросы марксистской теории. Если вы хотите помочь сайту, то пожалуйста, давайте на него ссылки в социальных сетях, блогах и форумах.


СТОЛ ЗАКАЗОВ: