Принципиальная схема автомагнитолы

В статье рассматривается семейство простых автомагнитол PIONEER, подробно описывается работа функциональных узлов и блоков, приводятся характерные неисправности, порядок их обнаружения и устранения. Все они имеют почти одинаковые схемно-технические решения с незначительными отличиями друг от друга. По функциональному признаку в автомагнитолах можно выделить следующие основные узлы: FM и АМ тракты тюнера, кассетную деку, усилительный тракт, систему управления индикации, систему электропитания. Структурная схема автомагнитол приведена на рис. FM тракт тюнера содержит входные принципиальная схема автомагнитолы, усилитель радиочастоты УРЧперестраиваемые полосовые фильтры ПФ радиочастоты, элементы преобразования и обработки FM сигнала в составе микросхемы IC1, гетеродин, полосовые принципиальная схема автомагнитолы промежуточной частоты 10,7 МГц и контур детектора. АМ тракт содержит входные цепи, УРЧ, перестраиваемые полосовые фильтры радиочастоты, активные элементы в составе микросхемы IC1 гетеродин, смеситель, УПЧ и детектор, контур гетеродина и полосовой фильтр промежуточной частоты 455 кГц. Кассетная дека содержит лентопротяжный механизм ЛПМдвигатель, принципиальная схема автомагнитолы головку и тракт воспроизведения магнитной записи на принципиальная схема автомагнитолы микросхемы IC251. ЛПМ имеет полностью механическое управление режимами работы, в том числе принципиальная схема автомагнитолы автореверсом. Переключение дорожек при реверсе происходит путем перекоммутации одной из двух пар обмоток четырехдорожечной магнитной головки. Система управления индикации содержит микроконтроллер, ФНЧ сигнала настройки, жидкокристаллический индикатор ЖКИ и светодиоды подсветки передней панели. Схемы других моделей отличаются принципиальная схема автомагнитолы нее незначительно и поэтому не приводятся. FM тракт тюнера Принятый антенной радиосигнал FM диапазона сначала проходит через входные цепи. Принципиальная схема автомагнитолы D1, C2, R1 служат для снижения чувствительности тракта в режиме приема местных станций нажата кнопка LOC. Когда этот режим включен, микроконтроллер высоким уровнем сигнала на выв. Положительное напряжение с его эмиттера через резистор R18 поступает на анод диода D1, открывая его и шунтируя вход тракта элементами C2, R1. Снижение чувствительности тракта может происходить также автоматически — при приеме близко расположенных радиостанций с мощным сигналом. В этом случае сигнал высокого уровня приходит на анод диода D1 через резистор R2 с выв. Далее радиосигнал проходит через полосовой перестраиваемый фильтр D2L2 и подается на первый затвор полевого транзистора Q1 однокаскадного усилителя радиочастоты. Второй затвор транзистора используется для АРУ. Нагрузкой транзистора служит полосовой перестраиваемый фильтр с индуктивной связью L3 L4 C9 D3. Выделенный им радиосигнал с отвода катушки L4 через конденсатор C10 поступает на выв. Гетеродин, необходимый для работы преобразователя, реализован на транзисторе Q2 и содержит перестраиваемый контур D4 C15 L5. Сигнал гетеродина через разделительный конденсатор C16 подается на выв. Часть сигнала гетеродина с буферного каскада выв. Контур гетеродина и принципиальная схема автомагнитолы ПФ РЧ перестраиваются одновременно с помощью варикапных матриц D2, D3, D4. Управляющее напряжение настройки поступает с выхода ФНЧ Q502 Q503 через резисторы R26, R4, R8, R9 на катоды варикапов. Со вторичной обмотки контура Т1 часть сигнала ПЧ через конденсатор С24 поступает на вход схемы АРУ выв. Последняя формирует напряжение АРУ, поступающее с выв. Основная часть сигнала ПЧ проходит через полосовой керамический фильтр CF1 на вход УПЧ выв. Усиленный сигнал фильтруется ПФ CF51 и CF52, ограничивается и демодулируется квадратурным детектором микросхемы. Низкочастотный комплексный стереосигнал КСС FM диапазона, как и НЧ сигнал АМ диапазона, принципиальная схема автомагнитолы на выв. Транзисторы Q152, Q153 предназначены для изменения принципиальная схема автомагнитолы времени цепей компенсации частотных предыскажений сигнала в диапазонах FM и АМ. Далее КСС через выв. Кварцевый резонатор Х151 стабилизирует работу внутреннего генератора опорной частоты. При обнаружении стереосигнала на выв. Принципиальная схема автомагнитолы сигналы правого и левого каналов с выв. АМ тракт тюнера Принятый антенной радиосигнал АM диапазона сначала проходит через входные цепи. Аналогично FM тракту здесь имеются элементы D203, D204, C202, R202, C204, R203, служащие для снижения принципиальная схема автомагнитолы тракта в режиме приема местных станций. В этом режиме положительное напряжение, приходящее с эмиттера транзистора Q522 через резистор R204 на анод диода D204, открывает диоды D204, D203, шунтируя вход тракта RС цепями. Автоматическое снижение чувствительности производится сигналом высокого уровня, приходящим на анод D204 через резистор R205 с выв. УРЧ тракта реализован на транзисторах Q201, Q202. Транзистор Q202 используется в качестве управляемого элемента системы АРУ. Необходимое управляющее напряжение приходит на его базу с выв. Нагрузкой УРЧ является двухконтурный перестраиваемый полосовой фильтр с емкостной связью, позволяющий получить хорошие принципиальная схема автомагнитолы характеристики. В диапазоне LW работают все четыре катушки контуров. В диапазоне MW катушки Т208, Т209 шунтируются конденсаторами С210, С211 через открытые транзисторы Q203, Принципиальная схема автомагнитолы. Отфильтрованный радиосигнал снимается со вторичной обмотки катушки Т204 и через конденсатор С232 поступает на выв. Микросхема Принципиальная схема автомагнитолы содержит схему АРУ УРЧ, гетеродин принципиальная схема автомагнитолы смеситель. Схема АРУ формирует управляющее напряжение на выв. Транзисторы Q205, Q207 предназначены для изменения частотных характеристик гетеродинного контура в диапазонах LW и MW путем подсоединения дополнительных емкостей. Часть сигнала гетеродина с буферного каскада выв. Контур гетеродина и двухконтурный ПФ РЧ перестраиваются одновременно с помощью варикапов матрицы D205. Управляющее напряжение настройки поступает с выхода ФНЧ Q502 Q503 через резисторы R210, R211 на катоды варикапов. Со вторичной обмотки контура сигнал ПЧ проходит через пьезофильтр CF201 на выв. Нагрузкой усилителя является контур Т206, подсоединенный к выв. Усиленный сигнал демодулируется в микросхеме и появляется на выв. Дальнейшее прохождение сигнала аналогично сигналу FM диапазона. Кассетная дека При загрузке кассеты в Принципиальная схема автомагнитолы замыкаются контакты переключателя S4 принципиальная схема автомагнитолы напряжение питания +14 В подается принципиальная схема автомагнитолы двигатель и стабилизатор, выполненный на транзисторе Q251. Стабилизированное напряжение +8,4 В через диод D251 подается на выв. По цепи R263 R355 R354 R353 напряжение подается на аноды диодов D451, D452, открывая их и разблокируя прохождение сигналов воспроизведения в усилительный тракт. Это напряжение также закрывает диоды D453, D454, блокируя прохождение звуковых сигналов от тюнера. Цепь R961 D965 R962 формирует сигнал включения деки TAPE, который через резистор R963 поступает на выв. Микроконтроллер индицирует данный режим на ЖКИ. При движении магнитной ленты звуковые сигналы, возбуждаемые в одной из пар обмоток магнитной головки, проходят через контакты переключателя S2 и разделительные конденсаторы С253, С254 на входы усилителя воспроизведения выв. Цепи коррекции C251 R251, C252 R252 обеспечивают подъем верхних частот. Усиленные звуковые сигналы правого и левого каналов с выв. Когда направление движения ленты изменяется, группы контактов переключателя S2 переключаются и на вход усилителя воспроизведения подаются сигналы с другой пары обмоток магнитной головки. Контактная группа S2-1 информирует микроконтроллер о направлении движения ленты. При движении ленты в прямом направлении на выв. При движении в обратном направлении контакты S2-1 замыкают линию сигнала на корпус, устанавливая на ней низкий уровень. По этому сигналу микроконтроллер принципиальная схема автомагнитолы информацию о направлении движения ленты на ЖКИ. В режиме перемотки кассеты замыкается переключатель S1 и питающее напряжение подается по цепи R492 D457 D458 на базы принципиальная схема автомагнитолы Q455, Q456, которые открываются и блокируют прохождение звука в усилительном тракте. Усилительный тракт Принципиальная схема автомагнитолы сигналами принципиальная схема автомагнитолы являются звуковые сигналы от тюнера или от деки, приходящие через одну из пар развязывающих диодов D453, D454 и D451, D452. Через разделительные конденсаторы С461, С462 сигналы поступают на базы транзисторов Принципиальная схема автомагнитолы, Q452 однокаскадного предусилителя. Транзисторы включены по принципиальная схема автомагнитолы с общим эмиттером и охвачены отрицательными обратными связями по току и по напряжению элементы R465, R466 и R461, С469, R462, C470 соответственночто позволяет обеспечить необходимое усиление и хорошую устойчивость каскадов. Далее усиленные сигналы проходят через схемы регулировки тембра, баланса и уровня громкости, реализованные на пассивных элементах. Тонкомпенсация при пониженной громкости обеспечивается переменными резисторами VR453-2, VR453-3 с отдельными выводами, к которым подсоединены цепи коррекции С465 R471 C463 и С464 R472 C464. Параллельно регулятору баланса к сигнальным линиям подключены транзисторы Q455, Q456, блокирующие прохождение звуковых сигналов в следующих случаях: кратковременно при включении питания цепь R482 D459при перемотке кассеты цепь R492 D457 D458при перестройке тюнера и поиске радиостанций диод D456. С регуляторов уровня звуковые сигналы по цепям R551 C553 и Принципиальная схема автомагнитолы C554 поступают на выв. В момент включения автомагнитолы для предотвращения щелчков в динамических головках прохождение звука принципиальная схема автомагнитолы микросхему кратковременно блокируется замыканием выв. С выходов усилителя мощности выв. Система управления индикации Основной элемент системы принципиальная схема автомагнитолы микроконтроллер IC951, выполняющий следующие функции: прием информации о нажатии кнопок передней панели; вывод необходимой информации о режимах работы на ЖКИ; управление перестройкой тюнера принципиальная схема автомагнитолы поиском радиостанций; блокировка прохождения звука во время поиска станции и принципиальная схема автомагнитолы перестройке с одной станции на другую; переключение диапазонов приема тюнера; изменение чувствительности тюнера в режимах приема местных и удаленных станций; запись и хранение в памяти информации о настройках на радиостанции; настройка тюнера на предварительно запомненную радиостанцию. Подсветка ЖКИ и кнопок передней панели принципиальная схема автомагнитолы лампами IL901 — IL903, которые питаются от шины +14 Вывод информации на ЖКИ происходит путем передачи микроконтроллером с выв. Сигналы, генерируемые на выв. При нажатии одной из принципиальная схема автомагнитолы на один из выв. Микроконтроллер опознает нажатую кнопку и выполняет соответствующую кнопке функцию. Высокий уровень сигнала открывает ключ Q913 Q912, подающий напряжение питания на элементы FM тракта. Он также открывает транзисторы Q153, Q152 цепи компенсации предыскажений, а через выв. Этот сигнал с помощью транзистора Q505 дискретно изменяет параметры сигнала настройки, а также с помощью транзисторов Q203-Q207 изменяет параметры двухконтурного фильтра радиочастоты и контура гетеродина. Уменьшение чувствительности тюнера производится сигналом LOC выв. Этот сигнал открывает транзистор Q522, напряжение с эмиттера принципиальная схема автомагнитолы поступает во входные цепи FM и АМ трактов, снижая их чувствительность. Перестройка тюнера производится сигналом Е02 выв. Сигнал проходит через ФНЧ Q502 Q503 и далее как сигнал определенного уровня поступает на варикапы полосовых перестраиваемых фильтров и контуров гетеродинов. Для контроля настройки сигналы гетеродинов AM VCO, Принципиальная схема автомагнитолы VCO подаются на выв. Во время поиска станций микроконтроллер выдает с выв. Обнаружение станции контролируется по сигналам AM IF принципиальная схема автомагнитолы SD, приходящим на выв. Уровень принимаемого радиосигнала определяется по сигналу SL, приходящему на выв. По этим сигналам микроконтроллер выдает соответствующую информацию на ЖКИ. Система электропитания Часть узлов автомагнитолы питается непосредственно от бортовой сети, другая часть — от параметрических стабилизаторов. Входное напряжение + 14 В фильтруется элементами L901, C901 используется для питания ламп подсветки IL901-IL903, усилителя мощности IC551 и мотора ЛПМ. Цепь стабилизации R951 D961 совместно с фильтрующей цепью L951 C956 питает напряжением +5 В микроконтроллер IC951. Стабилизатор на транзисторе Q911 вырабатывает напряжение +8,6 В для принципиальная схема автомагнитолы предусилителя и тюнера. Через ключ на транзисторе Q912 это напряжение подается на принципиальная схема автомагнитолы FM тракта. Стабилизатор на транзисторе Q251 вырабатывает напряжение +8,4 В принципиальная схема автомагнитолы питания усилителя воспроизведения. Ремонт автомагнитол Перед началом ремонта автомагнитолы необходимо полностью проверить все принципиальная схема автомагнитолы работы и выявить внешние проявления неисправности: включается ли подсветка, работает ли индикатор и правильно ли на нем высвечивается информация; работает ли кассетная дека, работает ли тюнер во всех диапазонах, а если не работает, то выполняется ли поиск радиостанций; что слышно в динамических головках эфирные шумы, слабый сигнал станции, тишина. Если автомагнитола совсем не включается, то следует убедиться в исправности источника питания и надежности его подключения к входному разъему. Определив основные симптомы неисправности, необходимо приступить к поиску ее причины. Ниже приведены некоторые характерные проявления неисправностей и порядок их поиска в каждом конкретном случае проверяемые узлы и контрольные точки, необходимые напряжения и сигналы. Следует отметить, что здесь не указываются способы проверки тех или иных трактов, узлов и элементов, так как они зависят как от наличия необходимых приборов и оборудования, так и от квалификации специалиста. Для диагностики неисправностей необходим осциллограф, являющийся наиболее универсальным принципиальная схема автомагнитолы проверки принципиальная схема автомагнитолы сигналов, измерения их уровня и просмотра их формы. Для диагностики звуковых трактов может использоваться звуковой генератор или простейший пробник. Наиболее сложной с технической стороны является диагностика трактов тюнера: для этого необходим либо осциллограф с достаточно широкой полосой пропускания и высокой чувствительностью и генератор высокочастотных сигналов. Однако в большинстве случаев квалифицированный специалист может обойтись без сложных дорогостоящих приборов, умело используя имеющиеся средства. Характерные неисправности и порядок их обнаружения 1. Автомагнитола не включается, нет подсветки передней панели Проверяют наличие напряжения питания +14 В на конт. Нет индикации, тюнер не работает, автомагнитола не реагирует на нажатие кнопок, дека работает Проверяют наличие напряжения питания +5 В на выв. Если его нет, проверяют цепь питания R951 D961 D953 L951 C956. Проверяют наличие сигнала выбора микроконтроллера на выв. Если его нет, проверяют элементы D967, Q951, Q952, D962. Транзисторы должны быть открыты. Проверяют исправность кварцевого резонатора Х951, наличие на выв. Если предыдущие проверки не дали результата, то микроконтроллер IC951 неисправен. Автомагнитола включается, но не реагирует на нажатие одной или нескольких кнопок Проверяют контактные площадки кнопок, возможно, они стерты или загрязнены. Проверяют наличие импульсов опроса на катодах диодов D958-D960 их прохождение на один из выв. Если импульсы проходят, то микроконтроллер IC951 неисправен. Тюнер не работает ни в одном из диапазонов. Нет индикации перестройки по частоте Проверяют наличие напряжения питания +9 В на выв. Если его нет, то, вероятно, неисправна микросхема IC1. Тюнер не работает ни в одном из диапазонов. Есть индикация принципиальная схема автомагнитолы по частоте и поиска станций Проверяют наличие звукового сигнала на выходе детектора выв. Если его нет, то неисправна микросхема IC1. Проверяют прохождение звукового сигнала по цепи C164 Q152 R157 C162 C161 и на выв. Отсутствует перестройка тюнера на всех диапазонах, в динамических головках слышны эфирные шумы Проверяют наличие сигнала настройки на выв. Ели этого нет, то микроконтроллер неисправен. В режиме перестройки измеряют напряжение на коллекторе транзистора Q503. Если напряжение не изменяется, то неисправен один из элементов ФНЧ сигнала настройки. Нет приема в FM диапазоне Проверяют наличие напряжения питания +8,6 В на выв. Если его нет, то проверяют исправность транзисторов ключей питания Q912, Q913. Транзисторы должны принципиальная схема автомагнитолы открыты высоким уровнем сигнала, приходящего с выв. Проверяют прохождение FM сигнала от антенны до выхода детектора принципиальная схема автомагнитолы следующим элементам тракта: C1, C3, L2, C7, Q1, L3, L4, C10, выв. Определяют место неисправности и проверяют соответствующие элементы. Если сигнал не проходит преобразование частоты, то проверяют работу гетеродина по наличию его сигнала на выв. Если не работает детектор, то проверяют опорный контур Т51 С60 R55, при необходимости подстраивают его. Если FM сигнал проходит через весь тракт, но в режиме поиска тюнер не находит ни одной радиостанции или тестовый сигнал, то проверяют формирование сигналов SMETER, SD в режиме поиска на выв. Если сигналы не формируются, то микросхема IC1 неисправна, иначе неисправен микроконтороллер IC951. Нет перестройки в FM диапазоне, в динамических головках слышны эфирные шумы или одна станция В режиме перестройки убеждаются в изменении напряжения на катоде варикапной матрицы D4. Проверяют также наличие изменение частоты гетеродина на выв. Принципиальная схема автомагнитолы проверки не дали результата, то неисправна микросхема IC1. Нет стереоприема в FM диапазоне Проверяют исправность кварца стереодекодера Х151 и при необходимости заменяют его. Настраиваются на мощную радиостанцию. С помощью подстроечного резистора VR151 пытаются добиться стереоприема. Если это не удается, то стереодекодер микросхемы IC1 неисправен. Нет приема в одном из АM диапазонов Включают необходимый АМ диапазон измеряют напряжение на выв. Проверяют наличие напряжения питания +8,7 В каскадов АМ тракта на выв. Проверяют прохождение АM сигнала от антенны до выхода детектора по следующим элементам тракта: C201, Т201, L201, Q201, Q202, Принципиальная схема автомагнитолы, C208, Т204, C232, выв. Определяют место неисправности и проверяют соответствующие элементы. Если в сигнале не происходит преобразование частоты, то проверяют работу гетеродина по наличию его сигнала на выв. Если АM сигнал проходит через весь тракт, но в режиме поиска тюнер не находит ни одной принципиальная схема автомагнитолы или тестовый сигнал, то проверяют формирование сигнала AM IF в режиме поиска на выв. Если сигнала нет, то микросхема IC1 неисправна, иначе неисправен микроконтороллер IC951. Нет приема ни в одном из диапазонов LW, MW Принципиальная схема автомагнитолы переключении диапазонов LW, MW проверяют изменение уровня сигнала на выв. Проверяют исправность самих транзисторов. Нет перестройки в АM диапазоне, в динамических головках слышны эфирные шумы В режиме перестройки убеждаются в изменении напряжения на катодах варикапов матрицы D205. Проверяют также наличие и принципиальная схема автомагнитолы частоты гетеродина на выв. Если проверки не дали результата, то неисправна микросхема IC1. Низкая чувствительность тюнера во всех диапазонах Вероятно, тюнер постоянно находится в режиме местного приема. Проверяют транзистор Q522, он должен быть закрыт. Не изменяется чувствительность тюнера в режиме местного приема Вероятно, тюнер постоянно находится в режиме дистанционного приема. Проверяют транзистор Q522, он должен быть открыт высоким уровнем сигнала, приходящим с выв. Нет звука во всех режимах. Тюнер и дека работают Неисправность в усилительном тракте. Проверяют прохождение звуковых сигналов в усилительном тракте. Если сигнал не проходит на вход схемы регулировки баланса и громкости, то проверяют транзисторы Q455, Q456. Они должны быть закрыты. Если звуковые сигналы не проходят через усилитель мощности, то проверяют наличие напряжения питания +14В на выв. Измеряют напряжение на выв. Если оно значительно ниже, то проверяют транзисторы Q457, Q501, последний должен быть закрыт. Если проверки не принципиальная схема автомагнитолы результата, то микросхема IC551 неисправна. Звук во всех режимах слабый или искаженный Неисправность в усилительном тракте. Проверяют прохождение звуковых сигналов в тракте, обращая внимание прежде всего на оксидные конденсаторы, возможно, один из них неисправен. Не работает дека, не включается двигатель При загрузке кассеты проверяют принципиальная схема автомагнитолы переключателя S4 и прохождение через него напряжения питания на двигатель. Если напряжение на нем принципиальная схема автомагнитолы, то он неисправен. Нет воспроизведения с кассеты, двигатель работает Загружают кассету. Если тюнер не отключается, то проверяют принципиальная схема автомагнитолы, выполненный на транзисторе Q251: на его эмиттере должно быть напряжение +8,4В. Проверяют прохождение этого напряжения по цепи R263 R355 R354 R353 на аноды диодов D451, D452. Напряжение должно открывать диоды D451, D452 и закрывать принципиальная схема автомагнитолы D453, D454. Проверяют прохождение звуковых сигналов в тракте воспроизведения от выводов магнитной головки до диодов D451, D452. Если сигналы не проходят через микросхему IC251, то проверяют наличие напряжения питания +7,7В на выв. Если оно есть, то микросхема неисправна. Звук при воспроизведении с кассеты слабый или воспроизводится с принципиальная схема автомагнитолы Визуально проверяют принципиальная схема автомагнитолы головку, при необходимости прочищают ее. Если головка чистая и не стерта, то проверяют разделительные конденсаторы С253, C254, C351, C352. При воспроизведении кассеты в динамических головках слышен шум двигателя ЛПМ Проверяют исправность стабилизатора на транзисторе Q251 и фильтрующего конденсатора C903. При перемотке кассеты или в режиме поиска станции в динамических головках слышны посторонние звуки Скорее всего не блокируется усилительный принципиальная схема автомагнитолы. Проверяют исправность блокирующих транзисторов Q455, Q456, а также элементов D456, D458, C468 в базовых цепях. Замедленное либо прерывистое воспроизведение Вероятно, износился резиновый пассик привода. Детонация при воспроизведении кассеты Вероятно, износился и деформировался ролик ведущего вала. Не загружается или не выгружается кассета, не работает режим перемотки, не работает автореверс Такие неисправности являются следствием дефектов ЛПМ. Вынимают ЛПМ и внимательно принципиальная схема автомагнитолы его. Наиболее вероятными причинами неисправности могут быть деформации, износ или поломка механических частей ЛПМ. Ремонт и Сервис РС11-1999.


СТОЛ ЗАКАЗОВ: